osvita.mediasapiens.ua

Спрос на общественное вещание - исследование

rebenok.by

Общественная организация  «Телекритика» в течении последних 9 месяцев провела два репрезентативных опроса жителей городов Украины (в сентябре 2013 года проведено исследование, состоящее из 1000 личных интервью[1]; опрос, реализованный в июне 2014 года, включает 1000 телефонных интервью). Исследования по заказу ОО «Телекритика» провел Киевский международный институт социологии (КМИС).

Опрос показал, что украинцы по-прежнему плохо осведомлены о том, что в Украине создается общественное вещание. В то же время, увеличилось количество зрителей, готовых платить за общественное телевиденье. Также наблюдается рост поляризации отношения к необходимости создания общественного вещания: увеличилось количество как тех, кто считает важной реализацию проекта общественного вещания, так и тех, кто низко оценивает важность создания общественного телевиденья (за счет неопределившихся). Кроме того часть вопросов были посвящены Первому национальному телеканалу. 50% респондентов сообщили, что заметили изменения в качестве программ. Опрос также показал, что жители Западного (35%) и Центрального (32%) макрорегионов склонны чаще доверять гражданским вещателям, чем жители Южного (28%) и Восточного (27%).

Цель данных исследований состоит в понимании спроса на общественное вещание.

За прошедшее с начала первой волны исследования время в нашем обществе произошли радикальные изменения. Одним из следствий революционных событий является мобилизация гражданского общества и развитие гражданских вещателей, транслирующих свои программы посредством Интернет.  В нашем отчете отражены изменения в восприятии идеи создания общественного вещания жителями городов, имеющими право принимать участие в выборах представителей власти.

Общие показатели

За прошедшие 9 месяцев остаётся стабильным количество респондентов, знающих о проекте создания общественного вещания в Украине (22% в сентябре[2] 2013 и 22% в июне 2014года, см. Рис.1). Из участников июньского опроса 55% утверждали, что в течение последних 6 месяцев сталкивались с информацией об общественном вещании, и 35% сказали, что не сталкивались с такой информацией, 11% затруднились дать ответ (см. Рис.2).

Оценки целей общественного вещания нестабильны – у аудитории нет целостного представления о функции общественного вещания (см. Рис. 4). 

В июньском исследовании количество респондентов, которые доверяют или удовлетворёны качеством программ гражданских вещателей, равно 30% (далее обозначим данную группу как - «доверяющие инициативам гражданского вещания», см. Рис. 3). Только треть представителей данной группы знают об идее создания общественного вещания в Украине (33%). И соответственно, две третьих (65%) респондентов, доверяющих гражданским вещателям, не знают об идее создания общественного вещания. Знакомство с программами гражданских вещателей незначительно влияет на осведомленность о проекте общественного вещания.

Увеличилось количество зрителей, готовых платить за общественное телевиденье. В исследовании, проведённом в сентябре 2013 года, 37% респондентов соглашались оплачивать просмотр общественного телевидения (см. Рис. 5). В июне 2014 данная группа составила 54%.

21% респондентов, принявших участие в исследовании в июне 2014 года, готовы платить менее 25 гривен в месяц, а 26% респондентов готовы расстаться с суммой от 25 до 50 гривен и лишь 4% опрошенных летом 2014 года готовы платить от 51 до 75 гривен в месяц. С суммой от 76 до 100 гривен готовы расстаться 2% респондентов. Респонденты, согласившиеся платить более 100 гривен в месяц, составили 1% от общего количества участников исследования.

Наблюдается рост поляризации отношения к необходимости создания общественного вещания. Увеличилось количество тех, кто считает важной реализацию проекта общественного вещания (с 55% в сентябре 2013 до 61% в июне 2014 года, см. Рис. 6 и Рис. 7). Но при этом большая часть респондентов, говорящих о важности реализации общественного телевиденья, не знают об идее создания общественного вещания в Украине. Одновременно с этим увеличилось количество тех, кто низко оценивает важность создания общественного телевиденья (с 11% в сентябре 2013 до 25% в июне 2014 года). И уменьшилось количество неопределившихся со своим мнением по данному вопросу (группа с «нейтральным отношением» с 13% в сентябре 2013 до 5% в июне 2014 года; группа тех, «кто затруднялся с ответом» с 21% в сентябре 2013 до 9% в июне 2014 года).

Количество респондентов приписывающих основную ответственность за создание общественного вещания в Украине власти возросло с 23% в сентябре 2013 до 38% в июне 2014 года (см. Рис.8). Также возросло количество тех, кто считает, что основная ответственность в данном вопросе принадлежит народу Украины (с 16% в сентябре 2013 до 30% в июне 2014 года). При этом уменьшилось количество, тех, кто считает, что ответственность за создание общественного вещания нельзя никому приписать (с 17% в сентябре 2013 до 5% в июне 2014 года). 

Оценки изменений в качестве программ новостей Первого национального телеканала (с марта 2014) носят смешанный характер. 50% респондентов сообщили, что заметили изменения в качестве программ (см. Рис. 9 и Рис. 10). При этом, 24% респондентов июньского исследования утверждают, что изменений не произошло и 25% респондентов не смогли ответить на данный вопрос. Относительное большинство опрошенных склонны позитивно оценивать изменения в качестве программ телеканала 29%. 17% респондентов оценивают изменения как негативные. 5% участников исследования оценили изменения как одновременно и позитивные и негативные. Более поляризованными являются оценки изменений в программах Первого национального среди тех, кто доверяет гражданским вещателям. 74% из респондентов входящих в данную группу увидели изменения в качестве программ новостей. 39% сообщили о позитивном характере изменений. При этом, 27% оценили изменения как негативные.

В региональном разрезе относительно более оптимистичные оценки изменений в программах новостей «Первого национального» склонны давать жители Западного (34%) и Центрального (35%) макрорегионов по сравнению с Восточным (23%) и Южным (24%). Жители Южного (30%) и Восточного (33%) макрорегионов относительно чаще по сравнению с жителями Западного (15%) и Центрального (20%) макрорегионов склонны говорить о том, что не определились с мнением по данному вопросу.

Политическую заангажированность «Громадського ТБ» в июньском исследовании отметили 10% опрошенных (см. Рис.11). В программах «Эспрессо ТВ» видят политическую заангажированность 4% и в программах «Громадського радіо» 5% респондентов.

Наибольшей известностью среди гражданских вещателей обладает «Громадске ТБ» - 31%. «Эспрессо ТВ» и «Громадського радіо» известно 24% и 17% участникам опроса, соответственно.

Следствием более высокой известности являются большее количество тех, кто доверяет программам «Громадське ТБ» (11%) по сравнению с «Эспрессо ТВ» (8%) и «Громадського радіо» (6%) (см. Рис. 13). И относительно большее количество тех, кто не доверяет: «Громадське ТБ» (4%), «Эспрессо ТВ» (3%) и «Громадського радіо» (3%).

Похожая ситуация наблюдается с оценкой профессионализма ведущих и качества программ. Высокий профессионализм у Романа Скрыпина отмечают - 9%, дают высокие оценки качества программ - 15% респондентов (см. Рис.12, Рис.14, Рис. 15). Профессионализм Николая Княжицкого отвечают 8%, высокие оценки качества программ «Эспрессо ТВ» дают - 12%. Про профессионализм Андрея Куликова в качестве ведущего «Громадського радіо» говорили - 5% респондентов, высокие оценки качеству программ «Громадського радіо»  давали - 7%.

Жители Западного (35%) и Центрального (32%) макрорегионов склонны чаще доверять гражданским вещателям, чем жители Южного (28%) и Восточного (27%) макрорегионов (см. Рис. 16). Хотя масштаб различий доверия гражданским вещателям в зависимости от региона проживания респондента нельзя назвать значительным.



[1] Опрос репрезентативный для всего населения Украины старшего 18 лет, проведенный методом личного интервью (f2f) в период с 6 по 26 сентября 2014 года. Количество интервью равно 1000. Погрешность с вероятностью 0,95 для значений достигающих 50% равна 3,2%, для значений достигающих 25% - 2,7%, для значений достигающих 10% - 1,9%.

[2] Вторая волна исследований состоит из репрезентативного для жителей городов телефонного опроса (звонки на стационарные номера), которым исполнилось 18 лет. Исследование было проведено, в период с 27 июня по 6 июля. Общее количество проведённых интервью равно 1000. Погрешность с вероятностью 0,95 для значений достигающих 50% равна 3,2%, для значений достигающих 25% - 2,7%, для значений достигающих 10% - 1,9%.

"Суспільне мовлення"

comments powered by Disqus