osvita.mediasapiens.ua

От позиции Минфина зависит будущее общественного вещания — Александр Харебин

Уже почти месяц Кабмин не может принять постановление о процедуре преобразования НТКУ, НРКУ, канала «Культура», областных ГТРК и «Укртелефильма» в общественное вещание. В первую очередь из-за нежелания Минфина, который предлагает финансировать ПАО «НСТУ» через госзаказ и начислять зарплату сотрудникам будущего общественного вещателя согласно единой тарифной сетке, как для всех бюджетных организаций. Таким образом, все наработки расширенной рабочей группы, расписанная чуть ли не по дням дорожная карта перехода зависли в воздухе. И еще это нарушает закон об общественном вещании, где сказано, что заработная плата работников НСТУ утверждается Наблюдательным советом.

Чтобы выйти из ситуации, Минфину предлагают компромиссное решение, например, утверждение порядка начисления заработных плат отдельным постановлением Кабмина. Прецедент уже есть, например, Антикоррупционное бюро, новая полиция. А чтобы не возвращаться к совковому госзаказу, можно внести изменения в Бюджетный кодекс. Но это тоже непросто. По словам Александра Харебина, пока уровень поддержки создания общественного вещателя и понимание глубины проблемы у депутатов большинства фракций очень низки.

Переход к общественному должен пройти в два этапа: сначала тридцать одна телерадиоорганизация (включая областные ТРК) объединятся в одно юридическое лицо под «зонтиком» НТКУ, которая перейдет из подчинения Кабмина в ведение Госкомтелерадио. Создается Наблюдательный совет, который избирает главу правления и правление. Затем начинается второй этап — корпоратизации и непосредственно создания Публичного акционерного общества «Национальная общественная телерадиокомпания Украины». «Реально общественное вещание мы создадим не 1 января, а в лучшем случае в феврале-марте 2016 года», — прогнозирует Харебин.

Два озвученных этапа — это несколько параллельных процессов, которые идут независимо друг от друга. Как говорит первый заместитель гендиректора НТКУ, их итогом станет создание полноводной реки, которая сольется в русле, и на выходе мы получим продукт под названием «общественный вещатель Украины».

В процессе реорганизации в трудовых коллективах существующих государственных ТРК дважды произойдет сокращение. Но все будет проходить в строгом соответствии с Трудовым кодексом, убеждает Александр Харебин.

— Александр, в июне Кабинет Министров должен был принять решение о реорганизации НТКУ и создании комиссии, которая будет этим заниматься. Рассматривало ли правительство этот вопрос? Успеете ли провести реорганизацию, как планировали, до 1 января 2016 года?

— По прошествии месяца после утверждения на рабочей группе дорожной карты по созданию Национальной общественной телерадиокомпании Украины могу сказать, что мы, наверное, были излишне оптимистичны, говоря, что уровень поддержки в Кабмине и министерствах у нас беспрецедентно высокий. Мы рассчитывали, что постановление правительства, которым регулируется порядок реформирования НТКУ в НСТУ с промежуточным этапом слияния всех компаний под зонтиком НТКУ, выйдет в начале июня. Однако уже начало июля, а постановление до сих пор не принято. Мы ожидаем, что ближайшие две недели будут для нас решающими. На правительственном Комитете этот вопрос уже рассмотрели, и Комитет принял во внимание основные замечания, полученные от Минфина и Минюста. Напомню, чтобы постановление Кабмина по нам было принято, необходимо было пройти согласование восьми министерств и ведомств, рассмотреть и принять либо отклонить все их возможные замечания, которые, к нашей радости, оказались только у этих двух инстанций. Если замечания Минфина по постановлению были кардинальными, то замечания Минюста были чисто техническими и больше касались юридических моментов, которые должны были сопровождать процесс преобразования.

Что касается Минфина, то буквальное и полное исполнение их замечаний и правок не только затормозит процесс создания НСТУ, но фактически подорвет основу, на которой строится будущее общественное вещание в Украине. Всего у Минфина было пять правок, две из которых технические, связанные с оккупацией и боевыми действиями на востоке Украины и в Крыму. Нам удалось урегулировать этот вопрос. Если очень коротко, то все действия, которые завершали бы процесс передачи активов Луганской, Донецкой и Крымской ГТРК, отложены на потом. По факту — по завершению антитеррористической операции, а также возвращения Крыма под юрисдикцию Украины.

Что касается трех оставшихся правок. Первая основная — это вопрос заработной платы. Минфин при поддержке Минсоцполитики настаивает на том, что зарплата в будущей НСТУ должна регулироваться Бюджетным кодексом. То есть должна быть единая тарифная сетка как для всех бюджетных организаций. Это прямо противоречит закону об Общественном вещании, где сказано, что заработная плата работников НСТУ утверждается Наблюдательным советом. Наши попытки донести свою позицию, что подобные рекомендации Минфина прямо противоречат Закону, пока не увенчались успехом. Текущее компромиссное предложение — в течение месячного срока создать рабочую группу и доложить Кабинету министров о том, как выйти из этой ситуации, не нарушив Закон, при этом учесть реалии государства по оплате труда. Прецедент решения такого вопроса уже есть. Например, начисление заработных плат сотрудникам Антикоррупционного бюро и новой полиции происходит по другой методике и выбивается из общей тарифной сетки. Возможно, на некий переходный период мы будем готовы пойти на утверждение порядка начисления заработных плат отдельным постановлением Кабмина, однако точно не в рамках бюджетной сетки. У нас идут весьма напряженные переговоры, но мы уже видим компромиссный вариант, который бы устраивал и нас, и Минфин.

Второе существенное замечание Минфина — это вопрос погашения задолженностей НТКУ и ОДТРК перед кредиторами. На сегодняшний день размер такой задолженности оценивается в сумму порядка 400 млн гривен, из которых 260 млн оспариваются нами в судах. Минфин настаивает на том, что погашение этой задолженности является полностью задачей будущей НСТУ и данная задолженность должна быть обеспечена за счет хозяйственной деятельности общественного вещателя. С учетом того, что в перспективе НСТУ полностью откажется от рекламы в своем эфире, а также того, что НТКУ и НРКУ недофинансировалась на протяжении многих лет, данные рекомендации и требования выглядят, мягко говоря, необоснованно.

Ну и третье замечание Минфина касалось порядка финансирования общественного вещателя в следующем году, потому что заложенные в законе 0,2 % общего фонда бюджета составляют сумму порядка 1 млрд грн. Это существенные деньги, и Минфин хочет понимать механизм их предоставления. К сожалению, на сегодняшний день не предусмотрен механизм финансирования НСТУ. К счастью или к сожалению, сама юридическая форма создания общественного вещателя в Украине — это беспрецедентная практика в истории Украины, потому что законодательством не предусмотрено публичное акционерное общество (ПАО) со 100 %-м капиталом государства, которое бы финансировалось на 100 % из бюджета. По Бюджетному кодексу мы должны либо вообще не получать денег, потому что мы ПАО, либо получать деньги через госзаказ.

Есть два пути решения этого вопроса. Мы предлагаем пойти путем внесения изменений в Бюджетный кодекс, где под нас будет прописана отдельная норма. Для НСТУ это было бы идеальным решением, так как мы бы получили возможность получать и использовать деньги, минуя огромное количество ограничений для бюджетных организаций. Будущее руководство Общественного вещателя однозначно будет находиться под жестким контролем общественности и Наблюдательного совета. Поэтому я не переживаю за честность и прозрачность расходования этих денег. Я гораздо больше переживаю за эффективность их использования, учитывая все требования бюджетного законодательства. Если мы будем находиться под бюджетным регулированием, то эффективность работы вещателя может оказаться крайне низкой даже при такой сумме бюджетного финансирования. Минфин же настаивает на том, чтобы мы заложили финансирование через иные механизмы: например, через фактическое возрождение государственного заказа либо же через представление услуг через тендер.

Отмечу, что изменения в Бюджетный кодекс вносить крайне сложно и долго, необходимо отдельное голосование парламентской коалиции для того, чтобы создать все условия, позволяющие эффективно работать общественному вещателю в Украине. Ну и, кроме того, в очередной раз мы можем упереться в политические спекуляции некоторых заангажированных персонажей украинской политики, которые, прикрываясь заботами о благе общества, всего лишь пытаются спасти собственные коммерческие интересы, построенные на активах объединяемой нами компании.

Поэтому на сегодняшний день мы предложили нейтральную формулировку для Постановления Кабмина: финансирование НСТУ будет осуществляться согласно действующего на момент начала финансирования законодательства. То есть мы подразумеваем, что на момент создания ПАО будет точно понятно, по какой процедуре мы будем получать деньги. Таким образом мы оставляем временной лаг (промежуток. — Ред.) в полгода, чтобы решить этот вопрос с политиками, Верховной Радой и Минфином, то есть фактически мы будем руководствоваться тем законом, который будет действовать, когда финансирование откроется. Судя по тому, что согласование процедуры преобразования затягивается, реально общественное вещание в виде нового юридического лица с полномочиями и правами мы создадим не к 1 января 2016 года, как ожидали, а все же ближе к февралю-марту 2016 года.

— Как решается вопрос с кредиторами? Много ли таких? Сумма, которую вы озвучили, просто огромна…

Основной объем долгов приходится на НТКУ, в меньшей степени на Национальное радио и в еще меньшей на ОГТРК. Так сложилось исторически. НТКУ всегда финансировалась по остаточному принципу. Долги, которые у нас есть, тянутся с 2009-2010 годов, потому что последние пять лет НТКУ всегда недофинансировалась, иногда до 50 % от потребности. Мы актуализировали все кредиторские задолженности, оформили их в отдельный реестр, отдали документы на рассмотрение Минфину и Кабмину, и надеемся, что вопрос долгов все же будет урегулирован до конца этого года. Потому что фактически это не всегда долги компании, которая, будучи бюджетной организацией, получала деньги от государства, а очень часто это долги самого государства. Или же, например, НТКУ имеет задолженности перед организациями, подписывать договора с которыми компанию обязывал Кабмин, и, к сожалению, не финансировал то, что обязывал оплачивать. При этом допускал правовые коллизии, с которыми мы сейчас разбираемся. Типичный пример — это ситуация с компанией Euronews. С ней мы сейчас ищем пути решения спорной ситуации по задолженностям, которые они пытаются с нас взыскать в судебном порядке.

— Удалось ли уже изучить ситуацию на «Укртелефильме»?

— Удалось. Она очень сложная и в правовом поле, и в финансовом. Когда мы говорим о кредиторской задолженности, нельзя забывать и о том, что у нас есть ряд судебных споров, где мы выступаем истцами. Наиболее вопиющая история случилась как раз с «Укртелефильмом», против активов которой совершается рейдерский захват со стороны коммерческих структур, связанных с одним из бывших влиятельных «олигархов», причем сумма имущества, которую «Укртелефильм» может в результате потерять, составляет порядка 100 млн грн. «Телекритика» уже писала о ситуации на «Укртелефильме» с детальным описанием правовых коллизий, которые там возникли. Поэтому одна из наших первых задач после их присоединения к НТКУ — полный аудит активов и правовой анализ ситуации, что позволит нам максимально быстро и эффективно решить вопрос и оставить в собственности государства то имущество, которое хотят присвоить так называемые «партнеры».

— Возвращаясь к созданию НСТУ: насколько я поняла, реорганизация должна пройти в два этапа: первый — переходной период, второй — непосредственно создание ПАО «НСТУ». Что будет происходить в переходной период?

— Да, создание общественного вещателя состоит из двух этапов. На первом этапе Национальная телекомпания переподчиняется Госкомтелерадио. Комитет, соответственно, становится единым органом, который отвечает за все будущие преобразования. А именно за создание на базе НТКУ компании, которая объединит все областные ТРК, НРКУ, «Культуру» и «Укртелефильм» в единого вещателя. Процедура переподчинения является для нас чисто технической, так как согласовывать с Кабмином все действия и создавать все комиссии, которые могли бы заходить в 31 юридическое лицо, крайне сложно, я бы сказал, невозможно. Госкомтелерадио — орган, который всегда отвечал за функционирование ОГТРК, который активно помогает нам сейчас и действительно стоит на страже интересов общественного вещателя, нам с ним просто и легко. Потому мы выходим из ведения Кабмина под Госкомтелерадио, понимая, что с ними мы пройдем все этапы преобразования быстрее.

Итак, на первом этапе (мы рассчитываем, что это произойдет в течение трех месяцев после принятия постановления Кабмином о порядке преобразования) все организации, на базе которых согласно Закону будет создан общественный вещатель, будут находиться в одном юридическом лице. Это юрлицо по-прежнему будет называться Национальная телекомпания Украины, на балансе которой будет находиться все имущество присоединяемых компаний, включая авторские права на телерадиопродукцию, произведенную со времен СССР на базе государственных ТРК, а также «Укртелефильма». Кроме того, в ее штате будут числиться все, кто останется работать в новой структуре. То есть итогом этого этапа станет создание мегамедиакомпании, которая будет управлять всеми ОГТРК, каналом «Культура», Национальным радио, «Укртелефильмом» и, естественно, Первым национальным каналом. Если считать чисто арифметически, то на сегодняшний день в составе НТКУ работает 1400 человек, и порядка 6300 в компаниях, которые перейдут к нам в подчинение. Соответственно новая компания может иметь штатное расписание в 7700 людей, будет обладать активами и имуществом, а также лицензиями на вещание во всех областных центрах, и по-прежнему будет являться бюджетной организацией с одной бюджетной программой и с финансированием, осуществляющимся через Госкомтелерадио. И уже затем мы как единое юридическое лицо будем распределять деньги на региональные дирекции, каковыми станут областные ТРК. Все эти изменения будут внесены в устав НТКУ, который будет утвержден Госкомтелерадио.

— Понимают ли гендиректора ОГТРК, что с ними будет в переходной период?

— Я думаю, что директора пока не вполне понимают будущее своих компаний, потому что мы сами не готовы сейчас донести до них все детали дорожной карты. Как я сказал ранее, изменения, которые нам пытаются навязать, могут существенно повлиять на будущее общественного вещателя. Для многих людей вопрос заработной платы и должностей является основополагающим. Поэтому, как только мы получим четкий юридический механизм создания вещателя, мы сразу же сообщим о нем в регионы и будем взвешенно и последовательно объяснять, как его выполнять. До полного понимания всеми сторонами процесса реорганизации никаких поспешных действий и заявлений не будет.

— Разработано ли положение о филиалах? Насколько я поняла, это не будут отдельные юридические лица?

— Нет, на первом этапе это будут не филиалы, а региональные дирекции, структурные подразделения с сотрудниками, работающими в рамках штатного расписания НТКУ. Соответственно, руководители региональных дирекций будут действовать четко в рамках устава компании, должностной инструкции и тех полномочий, которые предоставит им руководство НТКУ. Региональная дирекция компании не подразумевает отдельного статуса юридического лица, не подразумевает возможности открытия расчетных счетов, а также не подразумевает передачу с баланса на баланс имущества.

— Сколько, по-вашему, сотрудников должно работать во всей структуре ПАО НСТУ? Согласно дорожной карте, сколько планируется сокращений?

Вопрос крайне актуальный и при этом очень болезненный, прежде всего для тех, кто отдал компании десятки лет своего труда, поэтому мы рассчитываем, что ОГТРК подойдут к слиянию с НТКУ разумно, эффективно и так, как диктует существующая экономическая ситуация финансирования нашей отрасли. Могу с горечью и одновременно с некой гордостью сообщить, что НТКУ стала первой компанией в системе, которая провела сокращения как в прошлом году, так и в этом. Причем в этом году сокращение составило 10 % от штатного расписания. Из 1520 сотрудников, которые были у нас в штате на 1 января 2015 года, с 1 июля в компании останется работать 1380 человек. Мы рассчитываем, что ОГТРК также проведут сокращения, причем мы ожидаем, что цифра, на которую они будут обязаны сократить персонал, составит от 10 % до 30 % в зависимости от структуры и штата, которые очень сильно разнятся от региона к региону. Так, например, мы с помощью Госкомтелерадио весьма вдумчиво анализировали штатные расписания ОГТРК и с удивлением обнаруживали такие интересные факты, как 18 человек и 52 человека, задействованные для производства схожего программного продукта в рамках разных ОДТРК… Это, как минимум, вызывает вопросы, как руководитель областного вещателя относится к своим должностным обязанностям, а также как он видит свое будущее в рамках общественного вещателя. Кроме того, после перехода под зонтик НТКУ у региональных сотрудников повысится статус (национальный. — Ред.) и их бюджетные ставки мы должны будем увеличить на 20 %.

На первом этапе реорганизации областные руководители должны сами выйти с предложением штатного расписания, которое с учетом наших критериев они видят приемлемым для поддержания объема вещания, согласно с их лицензиями. При этом мы будем очень внимательно смотреть, как происходит процесс оптимизации и сокращений. Поскольку все, что мы делаем, проходит в рамках законодательства, все выплаты, положенные при сокращениях, будут произведены, люди получат в полном объеме все, что предусмотрено законом. Их будут заранее предупреждать, выплачивать компенсацию. Здесь мы будем чисты перед законом и честны перед людьми.

Вторая волна сокращений будет после того, как мы объявим о создании ПАО «НСТУ». К этому моменту мы должны максимально точно и четко понимать структуру, которая станет основой Общественного вещателя. И здесь важны два момента: структура вертикали управленческой, включая техническую, и структура творческая. Если у нас есть понимание единой структуры управления, подчиненность с точки зрения основных фондов, технической дирекции, то вопрос творческих редакций и объединений для нас пока является дискуссионной темой. Для нас очень важно понять мнение коллективов на местах, понять, как это вписывается в наше видение общественного вещателя, а также в программную концепцию, которую мы будем предлагать для регионов и национальных каналов.

Дискуссия идет на самом деле о трех вещах. Во-первых, служба новостей — объединенный ньюсрум, для нас очень важно понимать функционал местных региональных новостных служб и их интегрирование в единую новостную линейку НТКУ. Во-вторых, есть две концепции творческой работы с областными ТРК. Либо действительно останется очень много из старой системы, где сильная команда творцов будет производить контент на местах. Ведь существуют ОГТРК, где очень сильные творческие объединения создают прекрасный качественный контент, который не только не стыдно показывать на всю Украину, но и приятно показывать в Европе. Либо же мы пойдем по пути создания неких объединений на базе нескольких ОГТРК. Например, один регион будет заниматься документалкой, другой — музыкалкой, а третий — контентом для детей. Очень важно понимать потенциал людей, которые работают в творческих объединениях, их желание работать и создавать что-то.

— Так сколько людей останется работать в НСТУ? Хотя бы приблизительно?

— Мы прекрасно понимаем, что существующая структура системы вещания в Украине не только не оптимальна, она алогична. И полностью неприемлема для современных условий. Поэтому если я скажу, что сокращение коснутся 40 % сотрудников, то могу ошибиться на 10 % в любую из сторон, по факту это может оказаться и 30 %, и 50 %. Цифра должна опираться, в том числе и на математику. Если будем понимать, что финансирование будет 1 млрд грн, мы будем знать, что у нас есть ресурс на творческие изыскания, на возможность производить контент большим количеством людей, и управлять с меньшей нагрузкой, потому что нагрузка на оставшихся людей будет просто колоссальная. Не покривлю душой, если скажу, что нагрузка на всех увеличиться в два раза. Поэтому посмотрим, какое будет финансирование, как нам работать на местах, и, соответственно, будет ясно, сколько нужно сокращать.

Иностранный опыт, который мы изучали, говорит о том, что подобная структура может обслуживаться как тремя тысячами людей, так и пятью. Региональное вещание 24 часа сутки никто не отменял, и лицензии тоже. Сложно мотивировать людей, у которых ставка 1400–2500 грн. Я не готов комментировать, что сделают люди, когда услышат, что их нагрузка увеличится вдвое. Все увязано в единый клубок и мы это пытаемся донести и Кабмину, и Минфину. Если вы хотите хороший контент независимого и качественного вещателя, которым вы будете гордиться, прежде всего, общаясь с европейскими партнерами, то на этом этапе нужно сделать некие юридические уступки и естественно, простите за банальность, дать деньги, чтобы мы начали создавать то, чего от нас ждет общество.

— Я правильно понимаю, что сейчас вы работаете одновременно над двумя проектами уставов? Объединенного НТКУ и НСТУ? Известно ли вам, на каком этапе Положение об избрании членов Наблюдательного совета НСТУ?

Уставов действительно будет два: НТКУ с региональными дирекциями и второй Устав ПАО «НСТУ». Как я уже говорил, на первом этапе штатное расписание и Устав утверждаются Госкомтелерадио. Это техническая функция Комитета, которую они обязаны выполнить как государственный субъект, регулирующий нашу деятельность и управляющий этим активом. Здесь мы не видим больших сложностей.

Второй проект устава будет утверждаться Кабинетом Министров. Мы можем только предложить Кабмину проект устава, который точно так же, как и постановление о реорганизации нужно будет согласовывать со многими министерствами и ведомствами, включая, естественно, Минюст. Поэтому мы активно готовим проект сейчас и хотим запустить процесс согласования заранее, как минимум, для того, что понимать позицию Минюста в этом вопросе.

Что касается Наблюдательного совета. Это первый важный рубеж на втором этапе создания Общественного вещателя: выборы членов Наблюдательного совета и уже затем выборы главы правления. Оба этапа кажутся весьма отдаленными, но мы понимаем, что они очень близко и очень важны. Как мы знаем, восемь членов Наблюдательного совета будут избраны от политического истеблишмента, от депутатских фракций и групп Верховной Рады, и девять — от общественного сектора. И если мы имеем достаточно четкое понимание о тех, кто будет избираться от фракций и депутатских групп, то от общественных организаций мы пока слабо представляем, кто может баллотироваться и победить в отборе на должности членов Набсовета. Нам пока не известен уровень вовлеченности представителей гражданского общества в процесс создания общественного вещателя. Поэтому для нас крайне важно положение о конференциях по выборам членов Наблюдательного совета от общественных организаций, проект которого пока находиться на согласовании в Минюсте. Мы знаем, что этот проект положения отвечает лучшим европейским практикам, разрабатывать его помогали представители Рады Европы и Еврокомиссии, и мы видим, что в нем заложены все необходимые предохранители, позволяющие избежать монополизации Набсовета какой-либо из заинтересованных сторон, не разделяющих ценностей общественного вещания.

После создания и утверждения Наблюдательного совета, а это состоится по нашим ожиданиям уже в октябре, Наблюдательный совет должен будет объявить конкурс на должность главы правления НСТУ, выборы которого станут важным этапом на пути создания Общественного вещателя в Украине.

— Что будет по плану после избрания главы правления НСТУ?

— После избрания главы правления, после прохождения всех необходимых процедур утверждения его команды в лице членов правления (членов Совета директоров), которые будут заниматься созданием Общественного вещателя, начнется юридическая процедура регистрации ПАО «НСТУ». Поэтому если коротко, то этапы такие: Наблюдательный совет, устав, положение про выборы главы правления, выборы главы правления и утверждение его команды, только потом юридическая регистрация общественного вещателя. Параллельно будет решаться вопрос с финансированием. Я говорил о 1 млрд грн, но уже сейчас понимаю, что мы столкнемся с колоссальным сопротивлением в выделении этих денег. К сожалению, мы уже сейчас слышим мнение: «Если бы в стране неукоснительно выполнялись все Законы в части финансирования бюджетных программ, то даже бюджета в 150 % от нынешнего было бы недостаточно». Поэтому наша задача и сейчас, и в будущем донести до власти и ее представителей, что Общественный вещатель действительно ключевой инструмент изменений в стране, и он должен финансироваться в полном объеме. Мы рассчитываем, что будем услышаны. Точно так же, как мы услышаны и поддержаны ключевыми европейскими и международными институциями, определяющими создание общественного вещания в Украине ключевым маркером для своей будущей финансовой помощи Украине на пути ее реформ к европейским ценностям.

— Кто занимается разработкой концепции вещания?

У нас в НТКУ существует рабочая группа, к работе которой подключились представители областных ТРК, европейские эксперты. На базе изучения европейского опыта, контента, который вещает в Европе, а также на базе тех ожиданий, которые существуют у общества относительно общественного вещания в Украине, эта группа должна разработать концепцию будущего вещания. Компания «ПроМова» провела большое всеукраинское исследование, и мы вскоре ждем презентацию его результатов. Тогда мы сможем более детально понять не только ожидания европейцев, но и запросы общества на то, каким должен быть независимый украинский вещатель. К сожалению, в Украине не было устойчивого опыта относительно того, что есть общественный запрос, что есть интересы общества. То есть ожидания общества и европейский опыт станут основой той программной концепции и программного продукта, который вы увидите на вещателе с момента его создания.

Наша позиция состоит в том, что общественный вещатель должен стать инструментом просвещения нации. Мы не можем слепо следовать за рейтингом, потакать тому, что хотят люди, которые сейчас смотрят наш канал. К сожалению, аудитория НТКУ сейчас — это в основном 50+ по возрасту (50- по городам). Команда, которая пришла на канал и работает над созданием общественного вещания, предприняла ряд действий, которые сильно изменили смотрибельность «UA: Перший» со стороны этой целевой аудитории. То есть с телеканала ушел Поплавский, Шустер, Гордон, ушло то, что затягивало на канал ту аудиторию, от которой мы пытаемся уйти, которую пытаемся омолодить и урбанизировать. Мы хотим стать тем каналом, который бы смотрела и молодежь, и бизнес, и домохозяйки. Поэтому существующее падение рейтингов и кажущиеся проблемы с контентом связаны именно с этим. К сожалению, нам пока не хватает ресурсов, чтобы дать тот контент, который мы видим как правильный, который бы позволял показывать обществу более широкие аспекты жизни. Показывать, как живет мир, показывать лучшие практики, показывать программы, которые бы расширяли горизонты и говорили со страной голосом будущего, а не голосом прошлого. Научить страну мечтать, в конце концов. И социология, которую мы сейчас видим, как первичный анализ ситуации, говорит о том, что мы движемся в правильном направлении.

— «UA:Перший» упрекают в падении рейтингов за последний год. Насколько для вас важен фактор рейтингов в дальнейшем? Сказывается ли это на доходах от рекламы?

— Банальный вопрос: «Что первично: зритель, который определяет, что он хочет смотреть, или контент, который формирует зрителя?» Мы выбрали второй путь. Причем выбрали его в тот момент, когда емкость рекламного рынка уменьшилась едва ли не наполовину от прошлого года. Плюс упали наши рейтинги. Да, падение рейтингов приводит к падению доходов от рекламы. К сожалению, рекламный мир живет цифрами рейтингов, выше рейтинги — больше денег, причем мало кто задумывается над тем, что стоит за этими цифрами и в какую зомбомассу зачастую превращаются телезрители. Да, это сказывается на заработных платах сотрудников. Наверное, впервые в истории Национальной телекомпании с лета не будет премий и надбавок, которые зависели от рекламной деятельности компании. Как вы знаете, финансирование бюджетных организаций ведется из двух источников: бюджетные ассигнования и спецфонд, который формируется за счет деятельности телекомпании. Доход от рекламы НТКУ не позволяет выплачивать надбавки сотрудникам. Впервые мы вынуждены будем платить чистую бюджетную ставку. При этом наша позиция, что общественный вещатель в конце концов должен отказаться от рекламы и стать первым ТВ-каналом в Украине без рекламы, абсолютно. Потому что количество рекламы на коммерческих каналах и не восприятие рекламных блоков большинством населения страны — это факт и это нас радует. Это наше будущее. Но пока мы зависим от рекламы, в том числе и для оплаты услуг, которые не финансируются из бюджета.

— Идет ли уже процесс создания объединенного ньюзрума? Где решено его разместить: на Мельникова, 42 или на Крещатике, 26?

— На Мельникова, 42. И вот тут нам есть чем гордиться. Первый этап, который покажет неотвратимость изменений на канале — это будет как раз создание объединенного ньюсрума. При всеобъемлющей поддержке датского вещателя, проекта Mymedia, в ближайшие дни мы будем презентовать большой проект по его созданию и строительству, проект, который позволит объединить в себе все этапы создания новостей и все подразделения, задействованные в этом процессе: и телевизионные, и радио, и региональные, и Интернет. Объединенный ньюзрум станет лучшим в Украине, мы в этом уверены. Я понимаю кажущуюся ограниченность наших ресурсов и возможности коммерческих каналов, но благодаря помощи наших европейских коллег мы действительно рассчитываем стать единственным в Украине общественным вещателем с качественным и независимым новостным контентом.

 

Фото с архива «UA:Перший»

comments powered by Disqus